Тема
Познавательные установки и эпистемологические принципы в биологических, информационных и социальных технологиях.
Тип проекта — проекты проведения научных исследований, выполняемые коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя
Проект посвящен рассмотрению биологических, информационных и социальных технологий и программ их развития с позиции современной теории познания и технонаучного подхода. Актуальность исследования определяется, прежде всего, необходимостью философского осмысления сути и специфики современных технологий вне оценочных суждений и идеологических установок. Распространенные подходы к пониманию техники, как правило, рассматривают гуманитарные, ценностные и этические вопросы, связанные с технологическим развитием. Предлагаемый в проекте эпистемологический подход позволяет выявить и исследовать проблемы, не затрагиваемые в рамках существующих в философии техники дискуссий. Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что на основании анализа философских источников и большого количества фактического материала планируется разработать оригинальный подход к рассмотрению современных технологий через выявление специфики связанных с ними познавательных ситуаций и описание эпистемологических принципов, определяющих деятельность исследователей, работающих в области современных технологий.
Научная проблема
Проблематика исследования связана с тем, что существующие подходы к описанию познавательных ситуаций, возникающих в области производства и функционирования технических объектов, не соответствуют современному этапу развития техники и технологии. Техническое знание в области биологических, информационных и социальных технологий является не только знанием о материальных объектах и способах работы с ними, но и знанием о знании, то есть само знание становится объектом технического исследования. Возникающие в области указанных технологий новые познавательные ситуации и способы работы со знанием требуют изменения эпистемических установок в сторону расширенного понимания технических объектов и сути технического знания и познания. В связи с этим, для описания и философского осмысления новых технологий необходимо выявление эпистемологических принципов, определяющих познавательную деятельность в этой сфере.
Актуальность исследования
Актуальность проблемы исследования связана с появлением в процессе разработки и внедрения современных технологий разнообразных эпистемологических новаций и недостаточностью их осмысления в рамках существующих философских подходов. Классическая философия техники фокусировалась на онтологических, антропологических и аксиологических проблемах технического, при этом эпистемологический аспект практически не выделялся. В то же время, к техническим объектам на современном этапе уже относятся не только машины и механизмы, но и компьютерные программы, информационные системы, алгоритмы, для создания которых активно разрабатываются новые способы работы со знанием и информацией. Результатом этого является как появление особых познавательных ситуаций, так и формирование новых эпистемологических принципов, определяющих познавательную деятельность в технической сфере, что обусловливает необходимость применения эпистемологического подхода к анализу современных технологий.
Если во второй половине XX в. трансформация познавательных процедур была связана преимущественно с информационными технологиями и когнитивными исследованиям, то в настоящее время с новыми познавательными ситуациями сталкиваются разработчики биологических, социальных и нанотехнологий. Кроме того, указанные технологические направления демонстрируют тенденцию к сближению и взаимному усилению. Взаимодействие и взаимовлияние этих областей легло в основу программ их конвергентного развития, появившихся в начале 2000-х гг. в США, Европейском союзе, России, Канаде и ряде других стран, в связи с чем за нано-, био-, информационными, когнитивными и затем социальными технологиями закрепился общий термин «конвергентные технологии», а явление их согласованного развития получило название «NBIC-конвергенции» (N- nano, B – bio, I – info, C – cogno). Необходимо отметить, что в работе разделяются связанные, но не тождественные понятия «конвергентные технологии», эпистемологические особенности которых и составляют предмет исследования, и «программы развития конвергентных технологий». Последние представляют собой проекты, чаще всего национальные, по стимулированию передовых технологий. Примерами таких программ служат американский проект NBIC, европейский CTEKS, российская программа НБИКС-технологий и ряд других. Возникнув в начале 2000-х гг., эти программы проходили этапы активного развития и затухания, однако развитие самих ключевых современных технологических направлений происходило как в их рамках, так и за их пределами.
Именно эти области наиболее наглядно демонстрируют переосмысление роли и статуса технологий в научном познании, затрагивают подлинно философские темы свободы воли, природы человека, взаимодействия человека и мира. Ключ к осмыслению классических философских проблем в условиях современного этапа технического развития может лежать в обращении философии к рассмотрению фундаментальных вопросов сущности технического, специфики технического знания как основы преобразующей деятельности человека в отношении окружающей среды и самого себя, логики развития технического знания и особенностей его современного этапа.
В то же время, в отечественной литературе эпистемологическим проблемам техники практически не уделяется внимания. Большинство авторов философских работ, посвященных исследованиям техники в целом и проблематике конвергентных технологий в частности, фокусируются на вопросах этического, социокультурного, ценностного характера, а эпистемология техники как направление практически не представлена. Немногие имеющиеся работы по этой проблематике посвящены рассмотрению классической техники и технологии. В связи с этим, актуальность работы состоит также в том, что в ней вводится круг авторов-эпистемологов, анализирующих особенности современного технического знания.
Программы развития конвергентных технологий наглядно показывают, что развитие современных технологий не сводится к созданию новых гаджетов или компьютерных программ, оно затрагивает онтологические и эпистемологические основания производства, функционирования и взаимодействия искусственных объектов. В техническом познании фокус эпистемологии смещается с форм теоретического знания в сторону конструируемых объектов. Её объектами становятся «вещь как знание», «эпистемическая вещь», артефакты, модели и симуляции, экспериментальные системы и т.д. Конструирование при этом рассматривается как самостоятельный метод получения знания, цель которого состоит не только в получении практического результата, но и в знании как таковом. Эти аспекты определяют актуальность эпистемологического анализа феномена NBIC-конвергенции, поскольку именно трансформация структуры и методов познавательной деятельности определяет в конечном итоге социальные и ценностные преобразования, вызываемые научно-техническим развитием.
Расширенный отчет по итогам первого года выполнения проекта
Введение. Постановка проблемы
В процессе разработки и внедрения современных технологий появляются разнообразные эпистемологические новации, которые недостаточно осмыслены в рамках существующих философских подходов. Классическая философия техники фокусировалась на онтологических, антропологических и аксиологических проблемах технического, при этом эпистемологический аспект практически не выделялся. В то же время к техническим объектам на современном этапе относятся уже не только машины и механизмы, но и компьютерные программы, информационные системы, алгоритмы, для создания которых активно разрабатываются новые способы работы со знанием и информацией. Результатом этого является как появление особых познавательных ситуаций, так и формирование новых эпистемологических принципов, определяющих познавательную деятельность в технической сфере, что обусловливает необходимость применения эпистемологического подхода к анализу современных технологий.
Если во второй половине XX в. трансформация познавательных процедур была связана преимущественно с информационными технологиями и когнитивными исследованиям, то в настоящее время с новыми познавательными ситуациями сталкиваются разработчики биологических, социальных и нанотехнологий.
В качестве объекта исследования в проекте выбраны биологические, информационные и социальные технологии, входящие в ядро так программ развития конвергентных технологий. Конвергенция технологий, как явление взаимного усиления и взаимного ускорения развития технологий в результате их взаимодействия, была впервые описана М. Кастельсом. В начале 2000-х годов в США и Европе появились национальные программы развития конвергентных технологий, в перечень которых были включены нано-, биологические, информационные, когнитивные, а затем и социальные технологии.
Проблематика исследования связана с тем, что существующие подходы к описанию эпистемических ситуаций, возникающих в области производства и функционирования технических объектов, не соответствуют современному этапу развития техники и технологии. Возникающие в области современных технологий новые познавательные ситуации и способы работы со знанием требуют изменения эпистемических установок в сторону расширенного понимания технических объектов и сути технического знания и познания. В связи с этим для описания и философского осмысления новых технологий необходимо выявление эпистемологических принципов, определяющих познавательную деятельность в этой сфере.
Программы конвергентных технологий актуализировали и обострили множество философских проблем, связанных с ценностными ориентациями и этическими аспектами существования современного человека. Однако, помимо гуманитарных и социальных последствий, серьезного философского анализа требуют также появление новых познавательных ситуаций и установок, связанных с производством и использованием современных технологий, в эпистемологическом плане радикально отличающихся от традиционных технических средств.
Специфика современного технического знания
Техническое знание в области современных технологий является не только знанием о материальных объектах и способах работы с ними, но и знанием о знании, то есть само знание становится объектом технического исследования, что и определяет основной результат проделанной в первый год работы.
В ходе выполнения проекта было дано обобщенное определение технического знания как такого, которое позволяет получать запланированный результат, основываясь на естественных причинно-следственных связях. Различные виды и формы такого знания могут иметь свою содержательную и структурную специфику, но техническим его делает возможность получения с его помощью предполагаемого человеком результата. Современное техническое знание представляет собой особый, не сводимый к естественнонаучному, вид знания, который обязательно включает функциональную и процедурную составляющие; имеет особые критерии истинности, такие как эффективность и безопасность, а также собственную структуру, включающую теоретические концепты, нормы и предписания, дескриптивные знания, праксиологические, в том числе неявные, компоненты, функциональные и структурные правила, а также социально-технические знания.
Неоднородность технического знания в целом и гетерогенность соврменных технологий в частности, обусловили выбор технонаучного подхода для анализа эпистемологических аспектов исследуемой области.
В концепции технонауки происходит синтез «знания что» и «знания как», а в классическую триаду задач науки «описание – объяснение – понимание» встраиваются проектирование и прогнозирование. Концепция технонауки фиксирует поворот науки к практике, признает неотделимость знания от материальных условий его производства, обращает внимание на гетерогенность современного технического знания. Технология, по утверждению Д. Айди, предстает как открытое множество конкретных форм практики, которые невозможно привести к общему знаменателю. Подобная неоднородность характерна не только для технического знания, но и для других областей. Так, Л.А. Микешина, для описания гуманитарного познания вводит термин «синтез когнитивных практик», отражающий соединение различных, зачастую рассматривавшихся как противоположные, познавательных подходов и традиций в гуманитарном знании.
Если когнитивные практики направлены на знание и его получение, то в технической области в познавательных ситуациях, как правило, присутствует взаимодействие и с техническим объектом, и с тем знанием, которое лежит в его основе. Для описания этой особенности познавательных ситуаций в сфере современных технологий был введен термин «эпистемические практики», под которыми понимаются методы и приемы работы с техническими объектами, результатом применения которых является повышение эффективности технического знания, реализованного в этих объектах. Примером такой практики может служить графическая интерпретация, которая позволят делать исходные данные более информативными и облегчает процесс получения знания.
Показано, что наиболее универсальными для выбранных технологий технологий являются практики циклической верификации, суть которой состоит в чередовании процессов реализации исходной модели, дальнейшей ее апробации и корректировки с учетом полученных результатов, и обратного конструирования, то есть исследования технического объекта с целью выявления знаний, заключенных в нем, а также ее описания на более высоком уровне абстракции.
Результаты анализа содержания программ развития конвергентных технологий
Биотехнологии. Отличительной особенностью современных биотехнологий выступает эпистемологическая установка на понимание жизни как текста и жизни как информации. В рамках биотехнологии формируется прагматистское понятие внутренней эквивалентности между истинностью знания и возможностью его использования. Показано, что технологии рекомбинантной ДНК являются базовыми эпистемическими практиками в области биотехнологий. Если рассматривать гены и ДНК в целом как носители информации, то технологии рекомбинантной ДНК, позволяют преобразовывать ее для получения организмов с нужными нам свойствами, и могут быть названы практиками работы с объектами, повышающими эффективность знаний, лежащих в их основе. Эффективность в этом случае, как и во многих других, определяется успешностью реализации целей и задач человека.
Информационные технологии. Современный этап развития информационных технологий связан с созданием глобальных промышленных сетей (концепция четвертой промышленной революции); развитием Интернета вещей, больших данных. Сопровождая фундаментальные и прикладные исследования, процессы проектирования и применения подавляющего большинства современных технологий, информационные технологии приобрели статус метасредства, т.е. технологии для производства технологий. В рамках развития современных технологий в целом они решают две основных задачи, а именно компьютерного моделирования объектов, процессов и систем, а также разработки и управления базами данных для хранения и обработки информации. Спецификой многих когнитивных, биотехнических и других исследований является то, что без предварительной обработки данных они для ученого являются слабоинформативными. Алгоритмы обработки таких данных, позволяющие преобразовывать их в полезную информацию и применять ее для решения конкретных задач выступают инструментальной и методологической основой для эпистемических практик в сфере современных технологий в целом.
Социальные технологии. Радикальным поворотом в сфере социальных технологий стало создание социальных сетей и интернет-сервисов, основанных на технологиях Web 2.0. Содержание этого поворота не сводится к появлению новых средств воздействия на человека и общество, а подразумевает изменение самой «технологии» социальной технологии. Объединение миллиардов людей в социальные сети, создание микроблогов и новых социальных медиа позволило каждому человеку самому стать медиа, делиться содержанием и социальными связями с другими пользователями.
Социальные медиа представляют собой новый вид коммуникации, основанный на использовании различных интернет-приложений, или сервисов Web 2.0, которые позволяют пользователям создавать контент и взаимодействовать друг с другом. Это взаимодействие может принимать различные формы, которые включают следующее: обмен ссылками на интересный контент, произведенный третьими лицами; общественные обновления публичной информации – профиля, в том числе о текущей деятельности и даже данные о местоположении; обмен мультимедийной информацией – фотографиями, видео и сообщениями.
В результате проведенного анализа было введено понятие социальные технологии нового поколения, под которым понимаются новые медиа, социальные сети, социальные вычисления, социальная аналитика и другие средства, основанные на использовании сервисов Web 2.0, являются конвергенцией традиционных социальных и новых информационных технологий, основной задачей которой является переработка статистической социальной информации в значимое и практически полезное знание о социальных явлениях и процессах.
Эпистемологические принципы
В результате проведенного рассмотрения биологических, информационных, и социальных технологий эксплицированы эпистемологические принципы, лежащие в их основе, а именно принцип активизма, согласно которому природа несовершенна, а, следовательно, любые природные объекты могут быть улучшены техническими средствами; принцип человекомерности, то есть методологической ориентации технических исследований на человека как основной объект, образец и цель познания; принцип единства и неразделимости фундаментальных и прикладных исследований; принцип неоредукционизма, как понимания возможности реконструирования сложных структур из простых элементов; принцип экстраполяции информационного подхода на биологические, социальные и иные системы.
Заключение
В результате проделанной работы показано, что современное техническое знание отличается от традиционного тем, что само знание становится объектом технической деятельности. Наиболее значимой для эпистемологического анализа является общая направленность таких приемов на повышение эффективности исходного знания, будь то превращение данных, всегда воспринимавшихся как шум, в значимую информацию, или обратная реконструкция знания из технического объекта, созданного на его основе. В указанных областях разрабатываются и применяются особые эпистемической практики, то есть такие методы и приемы работы с техническими объектами, результатом применения которых является повышение эффективности технического знания, реализованного в этих объектах. Выявлены и проанализированы универсальные эпистемические практики, такие как обратная реконструкция знания и циклическая верификация, а также ряд общих эпистемологических принципов, определяющих познавательную деятельность в области современных технологий.
В дальнейшем в ходе выполнения проекта будут рассмотрены эпистемологические основания и принципы, специфичные для каждой из исследуемых областей.
Следует отметить, что предложенный в проекте эпистемологический подход не только не исключает, но и может стать основой для ценностных, гуманитарных и этических исследований современных технологий и их влияния на современного человека, так как в основе познавательной деятельности в этой области лежат ценностно нагруженные принципы и идеи, исследование которых может способствовать преодолению негативных для современного человека последствий технологического развития.